ГУРИЙ
Том XIII , С. 473-475
опубликовано: 20 октября 2011г.

ГУРИЙ

Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в.Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. (Егоров Вячеслав Михайлович; 1.07.1891, с. Опеченский Посад Боровичского у. Новгородской губ.- 12.07.1965, Крым), митр. Симферопольский и Крымский. Из мещанской семьи, отец - владелец артели ломовых извозчиков. Осиротел в раннем детстве, воспитывался в семье дяди, зав. Александро-Невским рынком. В 1911 г. окончил Петровское коммерческое уч-ще в С.-Петербурге со степенью канд. коммерции. Отказался от карьеры коммерсанта, поскольку к тому времени у него созрело определенное и твердое желание выбрать духовное поприще. Его буд. судьбу предопределило знакомство с ректором СПбДА Ямбургским еп. (впосл. митрополит) Сергием (Тихомировым), а также встречи со старцами иером. прп. Анатолием (Потаповым) и прот. священноисп. Георгием Коссовым. Поступил вольнослушателем в СПбДА. В 1912 г. выдержал вступительные экзамены и стал студентом ДА. На следующий год во время летних каникул совершил поездку к Японскому еп. Сергию (Тихомирову) и принял предложение по окончании учебы стать миссионером в Русской духовной миссии в Японии.

С началом первой мировой войны прервал обучение в академии и отправился на фронт братом милосердия с лазаретом духовных школ. В февр. 1915 г. заболел туберкулезом и был демобилизован, с осени того же года вновь приступил к занятиям в академии. 4 дек. 1915 г. ректором Петроградской ДА Ямбургским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского, 5 дек. рукоположен во диакона, а 6 дек.- во иерея. В 1916-1917 гг. совмещал учебу в академии со служением по воскресным и праздничным дням в Воскресенско-Покровском жен. монастыре Петроградской епархии (близ дер. Нежадвы Лужского у.), одновременно посещал занятия в Петроградском археологическом ин-те. Вместе с братом иером. Львом (Егоровым) и иером. (впосл. архиепископ) Иннокентием (Тихоновым) занимался религ. просвещением рабочих. Благодаря проповеднической деятельности «братья Егоровы», как обычно называли в народе Г. и Льва, стали широко известны не только в Петрограде, но и за его пределами. Беседы с народом они проводили в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом - на старой барже на М. Невке.

В мае 1917 г. Г. окончил Петроградскую ДА со званием канд. богословия за соч. «Японский миссионер архим. Анатолий (Тихай)». 7 июля 1917 г. принят в братию Александро-Невской лавры. С 9 авг. того же года исполняющий должность казначея, со 2 янв. и до кон. 1918 г. казначей лавры. С 1917 г. был студентом историко-филологического фак-та Петроградского ун-та, к-рый окончил в 1922 г. (без сдачи экзаменов). Весной 1918 г. в связи с проведением отделения школы от Церкви вместе с братом иером. Львом Г. организовал в лавре по воскресным дням богослужения для детей, к-рые посещали также родители. На основе объединения мирян, стремящихся к глубокому воцерковлению и духовному просвещению, возникло Александро-Невское братство. Его открытие было приурочено к годовщине Послания Патриарха свт. Тихона от 19 янв. (1 февр.) 1918 г. Г. вошел в число руководителей братства наряду с иеромонахами Львом и Иннокентием. Митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) предоставил членам Александро-Невского братства Крестовую Успенскую ц. лавры и с янв. 1919 г. назначил ее заведующим Г. (оставался в этой должности по 14 сент. 1920; вновь заведовал Крестовой церковью с 14 мая по 1 июня 1922). Одновременно с 22 янв. 1920 г. Г. исполнял должность настоятеля Скорбященской надвратной ц. в лавре. Преподавал Свящ. Писание НЗ в Богословско-пастырском уч-ще (1920-1922), находившемся на территории лавры. В нач. мая 1920 г. участвовал в качестве товарища председателя в проведении 1-й общебратской конференции, объединившей деятельность правосл. братств Петрограда в рамках общебратского союза. Избран членом и секретарем совета общебратского союза Петроградской епархии. Председатель организационного бюро 2-й общебратской конференции (апр.-июль 1921). Весной 1922 г. Петроградским митр. Вениамином возведен в сан архимандрита и награжден посохом.

Решительно выступал против обновленчества. Твердость Г. в канонических вопросах поддерживала единство паствы. 1 июня 1922 г. Г. был арестован по делу правосл. братств по обвинению в «контрреволюционной агитации», 4 янв. 1923 г. приговорен к 3 годам ссылки. Сослан в с. Усть-Цильма Коми (Зырян) АО, но 23 февр. местом ссылки определили Туркменскую обл. Туркестанской АССР (с 1924 Туркменская ССР). Отбывал срок ссылки на ст. Каахка Среднеазиатской железной дороги. По освобождении выехал в Москву, где 12 апр. 1925 г. принял участие в похоронах Патриарха свт. Тихона, был уставщиком во время отпевания. В июне вернулся в Ленинград. Вновь стал одним из руководителей Александро-Невского братства. Управляющий Ленинградской епархией Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) назначил Г. настоятелем церквей Киновии Александро-Невской лавры, с 1926 г. также являлся настоятелем Успенской ц. подворья Киево-Печерской лавры. Благочинный мон-рей Ленинградской епархии. Под духовным рук. Г. была община монахинь в Ст. Петергофе при ц. во имя прп. Серафима Саровского. В 1925 - мае 1927 г. являлся заведующим Богословско-пастырским уч-щем (перемещенным ранее в помещение при Русско-эст. церкви), преподавал в нем историю Церкви.

27 мая 1927 г. арестован ОГПУ вместе с большой группой учащихся и преподавателей Богословско-пастырского уч-ща во главе со Шлиссельбургским еп. сщмч. Григорием (Лебедевым), обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций к[онт]р[революционного] характера». 19 нояб. 1927 г. освобожден под подписку о невыезде. Хотя 10 нояб. 1928 г. «дело Богословско-пастырского училища» было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала», само уч-ще, закрытое со дня ареста заведующего, было ликвидировано на основании секретного письма Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. от 11 июня 1928 г. В 1928 г. Г. руководил кружком им. Иоанна Лествичника по изучению монашества. 24 дек. был вновь арестован по делу религиозно-философского об-ва «Воскресенье». 22 июля 1929 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере - в Кеми и Медвежьегорске, работал счетоводом и кассиром.

После досрочного освобождения в 1933 г. поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в кон. того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митр. Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг Г. постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе к-рых были иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (см. Михей (Хархаров), архиеп.). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и бо́льшая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиеп. Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни Г. смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в нояб. 1944 г. вернулся в Фергану. С апр. 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском еп. Кирилле (Поспелове).

После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сент. 1945 г. Г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апр. 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархим. Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе.

25 авг. 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии Г. регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Свящ. Синода и была рекомендована для применения всем архиереям. За время архиерейского служения Г. число правосл. приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66; были организованы свечная, пошивочная и иконописная мастерские, приобретен архиерейский дом. Удалось построить неск. храмов и молитвенных домов, в т. ч. деревянный храм архистратига Михаила в Красноводске (ныне Туркменбаши) в 1947 г. Особым событием стало сооружение каменного Воскресенского собора в г. Фрунзе (ныне Бишкек) в 1952 г. По благословению Г. Сергиевский храм Ферганы был украшен 3-ярусным иконостасом - уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Епархиальным управлением издавались машинописные выпуски «Информации по Среднеазиатской епархии», рассылавшиеся по приходам. В 1949 г. власти запретили это издание; не разрешили открыть в епархии богословско-пастырские курсы, для к-рых Г. подобрал преподавательский состав. Г. был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ и совещания Глав и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве в июле 1948 г., на к-ром он выступил с докладом об англикан. священстве. 25 февр. 1952 г. Г. возведен в сан архиепископа.

С 22 янв. 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский с временным поручением ему управления Астраханской епархией. С 4 июня 1953 г. епископ Саратовский и Вольский. 8 февр. 1954 г. в связи с образованием Балашовской обл. титул изменен на «епископ Саратовский и Балашовский». Оказывал большое внимание Саратовской ДС. В 1954 г., в праздник Трех святителей, устроил в Троицком кафедральном соборе Саратова торжественное богослужение с привлечением преподавателей и воспитанников семинарии в целях сближения верующего народа и духовной школы. С 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский. С 17 окт. 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский. Под непосредственным рук. Г. была проведена реставрация стенописи Троицкого кафедрального собора Днепропетровска.

В период пребывания Г. на Днепропетровской кафедре началось новое наступление на Церковь, инициированное Н. С. Хрущёвым. В соответствии с секретным постановлением Совета Министров СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» Советом по делам РПЦ был утвержден план закрытия в 1959-1960 гг. 35 мон-рей, 17 из них - на Украине. Одним из первых сразу после Пасхи 1959 г. был закрыт днепропетровский в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» жен. монастырь. Как и в 20-х гг., монахини изгонялись с применением грубой силы, их буквально выбрасывали на улицу.

21 мая 1959 г. Г. был возведен в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру. В это время в Белоруссии местными властями была развернута широкая кампания «борьбы с религиозными предрассудками». Планомерно срывался прием воспитанников в Минскую ДС, к-рая оказалась в 1960 г. без первокурсников. В том же году по всей республике были закрыты церкви, исторически числившиеся приписными и составлявшие почти 1/3 действовавших храмов. Большинство закрытых храмов было сразу же снесено. Обл. уполномоченные Совета по делам РПЦ снимали священников с регистрации, даже не ставя в известность об этом правящего архиерея. Газеты постоянно печатали клеветнические материалы о духовенстве. Попытки Г. апеллировать к уполномоченным не давали результата. Как мог он поддерживал приходы и мон-ри, лично выдавая субсидии и пособия церковным старостам и настоятелям. Крупную сумму денег от Г., в частности, получила игумения Евфросиниева полоцкого жен. мон-ря. 30 июня 1960 г. был закрыт гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Всех сестер обители разместили на территории жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря.

19 сент. 1960 г. Г. стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода. Временно управлял Олонецкой епархией. В ходе дальнейшего наступления на Церковь с нач. июня 1961 г. в Ленинградской епархии были введены изменения в хозяйственно-адм. управлении приходов - еще до вынужденного согласия Церкви на реформу приходского управления РПЦ. В июне-июле исполнительными органами было проведено «сокращение штатов духовенства» Ленинграда. По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл. Г. С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении Г. не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии Тульского архиеп. (впосл. Патриарх) Пимена (Извекова), что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей» (Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 57). В июле 1961 г. было проведено выселение Г. и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской лавры в бывш. ректорскую квартиру в здании Ленинградской ДА. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г., на к-ром выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС. Как управляющий Олонецкой епархией 11-12 нояб. 1961 г. первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного.

14 нояб. 1961 г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. 11 мая 1963 г. награжден церковным орденом св. Владимира 1-й степени. Работал с 1954 г. над магист. дис. «Патриарх Сергий как богослов» (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре собирал материалы по теме «Святые Крыма». Последние дни жизни провел в снимаемом им домике на вост. берегу Крыма. Отпевание Г. совершил прибывший из Одессы митр. Иоанн (Кухтин). Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого).

Соч.: Патриарх Сергий как богослов // Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 99-134; Литературные труды Патриарха Сергия // ЖМП. 1954. № 5. С. 24-30; № 7. С. 42-47; Из лит. наследства Св. Патриарха Сергия // ЖМП. 1964. № 5. С. 73-75; Отношение Православной Церкви к англиканской хиротонии // Совещание, 1948. Деяния. Т. 2. С. 241-249.
Арх.: Архив МП. Личн. дело; РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 159-165; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 145; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-24095, П-88399, П-81782. Т. 1. Л. 312-317; Архив Информ. центра МВД Респ. Карелия. Ф. личн. дел. Д. 228/9355. Л. 17.
Лит.: Открытие Троице-Сергиевой лавры // ЖМП. 1946. № 5. С. 10; Хроника // Там же. № 9. С. 18; Медведский А., прот. Встреча архипастыря // Там же. 1960. № 10. С. 8; Постоянный член Св. Синода РПЦ высокопреосв. Гурий, митр. Ленинградский и Ладожский // Там же. № 12. С. 17-19; Деяния Архиерейского Собора РПЦ // Там же. 1961. № 8. С. 8; Северин Г., диак. Митр. Симферопольский и Крымский Гурий // Там же. 1965. № 9. С. 17-20; Иоанн (Вендланд), митр. Памяти друга и учителя // Там же. С. 20-21; он же. Митр. Гурий (Егоров) // Вестн. РХД. 1998. № 179. С. 182-253; он же. Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999; Боскин С., протодиак. Пасха 1946 г.: Открытие Лавры прп. Сергия // Троицкое слово. Серг. П., 1990. № 4. С. 16-30; Антонов В. В. Приходские правосл. братства в Петрограде: 1920-е годы // Минувшее. М.; СПб., 1993. Вып. 15. С. 424-445; он же. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде // С.-Петербургские ЕВ. 2000. Вып. 23. С. 103-112; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство: 1918-1932 гг. СПб., 2003; Акты свт. Тихона. С. 949, 970; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 351-352; Макарий (Веретенников), архим. Архим. Гурий - первый наместник возрожденной Троице-Сергиевой лавры // Он же. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 323-328; Литвинко М. В. Церковно-ист. значение архипастырской деятельности митр. Гурия (Егорова): 1959-1965: Дипл. работа / СПбДС. СПб., 2006. Ркп.
А. К. Галкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛАЗАРЬ (Швец Ростислав Филиппович; род. 1939), митр. Симферопольский и Крымский
  • АНТОНИЙ (Вакарик; 1926-2003), митр. Черниговский и Нежинский УПЦ
  • АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии
  • БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ близ Севастополя (с 891) (Симферопольской и Крымской епархии)
  • ВАРЛААМ (Ясинский; 1627 - 1707), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России
  • ВАРСОНОФИЙ (Столяр Василий Петрович), митрополит Винницкий и Барский
  • ВАРФОЛОМЕЙ (Ващук Виктор Владимирович; род. 1953), митр. Ровенский и Острожский
  • ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ)